В условиях нынешней не спокойной
жизни каждый ребенок должен знать, как не попасть в опасную ситуацию, когда
родителей нет рядом. Все родители без исключения боятся за жизнь детей, а дети
в свою очередь боятся, что их отругают родители или не придадут значения
ситуации, скажут, что сам виноват. Как правильно выстраивать диалог, что должен
знать каждый взрослый и ребенок для своей безопасности?
1. Аргументируйте, а не пугайте.
Страшные истории заставляют ребёнка
излишне волноваться, но не учат, как вести себя в критической ситуации. Делайте
акцент на безопасности, а не на потенциальных угрозах, избегайте ярких и
эмоциональных деталей, которые лишь нагнетают страх.
Надо: «Плохие люди
могут тебя украсть».
Не надо: «Плохие люди тебя
заберут, отведут в страшный подвал и будут там держать в клетке, а потом продадут».
2. Объясняйте постепенно и регулярно.
Если рассказать сразу очень много, ребёнок
усвоит лишь крошечную часть. Или запутается и запомнит не так, как нужно. Поделите
разговоры о безопасности на короткие темы и привязывайте их к ситуациям: идёте
по улице - обсудите правила дорожного движения для пешеходов, пришли на
пляж – вспомните правила поведения у воды.
3. Не превращайте обсуждение
безопасности в серьёзный разговор.
Рассказывайте о правилах между
делом, например, пока идете куда-то, готовитесь ко сну. Можно даже превратить
объяснение в игру, так ребёнку будет проще запомнить: сыграйте в «Можно -
нельзя», как в «Съедобное - несъедобное»; читая сказки или просматривая мультфильм
(«Колобок», «Красная шапочка»), обсудите, какие правила безопасности нарушил
главный герой.
4. Тщательно выбирайте слова и
контролируйте эмоции.
Ребёнок считывает эмоциональное
настроение родителя, поэтому рассказывать нужно спокойно, а не строго или
возбуждённо. Старайтесь избегать неоднозначных слов. Например, если скажете ребенку, то нужно
остерегаться всех «незнакомцев»», он будет бояться всех новых людей. Лучше
рассказать ребёнку о том, что люди бывают разными - и знакомые, и чужие.
5. Научите его правилам личной
безопасности, которые нарушать нельзя:
«Не бойся выражать эмоции».
Если ребёнку не нравится, что кто‑то с ним сюсюкает, обнимает его, он должен
прямо об этом сказать. Даже если это член семьи.
«У тебя есть личные границы, их
нельзя нарушать». Объясните, что такое половая неприкосновенность. И
обязательно попросите ребёнка рассказывать о странном поведении со стороны
взрослых - знакомых и незнакомых.
«Не бойся говорить „нет“». Ребенок
должен уметь дать четкий отказ незнакомому человеку.
«Прислушивайся к себе». Если
ребёнку не нравится какой‑то взрослый, он может с ним не общаться.
6. Дайте ребёнку пофантазировать.
Задавайте вопросы и просите ответить
на них. «Как ты думаешь, что будет, если потрогать огонь?» Таким образом вы
подведёте его к осознанию ситуации, а не просто установите запреты. Свои собственные
выводы ребёнок запомнит лучше, особенно если вы их похвалите.
7. Научите задавать вопросы и
просить о помощи.
Просите ребёнка задавать вопросы,
когда ему что‑то непонятно или незнакомо. Спокойно на них отвечайте, даже если
он спрашивает то, о чём вы говорили уже несколько раз. Главная цель - научить
ребёнка безопасному поведению, а не просто выдать ему информацию.
Если ребенок оказался один, он должен
знать, кому из незнакомых взрослых он может обратиться на улице, в поликлинике,
в торговом центре и т.д: сотрудники в форме (продавцы, полицейские, медики),
прохожие с детьми, бабушки или семейные пары.
Важно: не ругайте ребёнка за крики
на улице. Он должен знать, что шуметь и бегать не стыдно, что он должен привлечь к себе внимание, если какие‑то
неизвестные попытаются его увести с собой.
8. Не ругайте за ошибки.
Не отчитывайте и не наказывайте
ребёнка, если он по незнанию подверг себя опасности - нужно сесть и спокойно
объяснить, почему этого делать нельзя.
9. Учите на собственном примере.
Рассказывая ребенку о правилах безопасного
поведения в различных ситуациях, сами четко выполняйте эти правила. Пример родителей
- лучший учитель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий